Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Питание

Рекомендации по контролю за организацией питания обучающихся

в учреждениях образования

В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся. Организация питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.

Общественный контроль.

При организации питания в учреждениях образования необходимо:

-в учреждениях образования создать бракеражную комиссию по контролю за организацией питания, в состав которой входит руководитель учреждения образования, заведующий производством (столовой) учреждения образования или повар столовой (другое уполномоченное лицо), представитель администрации учреждения образования, медицинский работник территориальный организации здравоохранения, закрепленной за учреждением образования или медицинский работник учреждения образования, дежурный по объекту общественного питания педагогический работник;

-руководителям учреждений образования создание комиссии оформить соответствующими приказами;

- членам бракеражной комиссии, в соответствии с утвержденным графиком, организовать   ежедневный контроль за сроками реализации блюд, кулинарных изделий; соблюдением требований к их выдаче (соответствием выхода (веса) блюд, кулинарных изделий утвержденному меню (меню-требованию), использованием поварами одноразовых перчаток, соответствием внешнего вида персонала требованиям санитарных норм и правил; соответствием блюд, кулинарных изделий в меню и фактическому их наличию на раздаче; соответствием дневных рационов питания к примерному двухнедельному меню; соблюдением требований санитарных норм и правил к состоянию технологического и холодильного оборудования, производственных и бытовых помещений, обеденных залов;

-результаты контроля оформлять справками;

-ежеквартально рассматривать вопросы по организации питания на заседаниях совета учреждений образования с участием представителей отдела по образованию и других заинтересованных с принятием конкретных решений по обеспечению безопасности и улучшению качества питания;

-особое внимание уделять культуре питания и обслуживания, эстетическому оформлению обеденных залов учреждений образования;

-проводить разъяснительную работу среди сотрудников учреждений образования по вопросу привлечения к административной и уголовной ответственности по фактам хищения (при выявлении фактов хищения, использования недоброкачественной продукции ииных нарушениях безотлагательно принимать исчерпывающие меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь).

Производственный контроль.

С вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза все производители пищевой продукции стран – членов Евразийского экономического союза обязаны разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах системы ХАССП – анализа опасностей (рисков) и критических контрольных точек.

Справочно:

ХАССП (англ. HazardAnalysisandCriticalControlPoints (HACCP) — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.

Контрольная критическая точкаэтап производства продукции и оборота продовольственного сырья и пищевых продуктов, на котором могут быть применены методы технологического, лабораторного или иного контроля и приняты меры по обеспечению их безопасности для жизни и здоровья человека.

Этапы контроля отражаются в программе производственного контроля.

Программа – документ, содержащий перечень гигиенически значимых факторов и показателей, приоритетных для данного субъекта хозяйствования и вырабатываемой им продукции, определяющий конкретные меры по осуществлению производственного контроля в каждой конкретной контрольной критической точке, а также перечень мероприятий, обеспечивающих контроль за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки, реализации продукции, сроки выполнения и (или) периодичность проведения этих мероприятий.

Программа составляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, организующими питание, исходя из специфики объекта общественного питания (состояния материально-технической базы, кадрового состава работников и др.). Период разработки программы рекомендуется соотносить с периодом реализации учебных программ.

Программа утверждается руководителем субъекта хозяйствования или индивидуальным предпринимателем, осуществляющего организацию питания и согласовывается с руководителем учреждения образования, или утверждается руководителем учреждения образования при наличии структурного подразделения общественного питания.

Контрольными точками являются:

-доставка и хранение продовольственного сырья, пищевых продуктов; термическая обработка кулинарных изделий (мясных, рыбных, из птицы, творога, яиц, запеканок);

-соблюдение режимов мытья посуды, инвентаря;

-состояние оборудования (технологического, холодильного);

-санитарное состояние производственных, бытовых помещений;

-личная гигиена работников объекта общественного питания;

-обращение с пищевыми отходами;

-обеспечение лабораторного контроля.

Количество контрольных точек определяется с учетом конкретной ситуации в объекте общественного питания, его мощности. Из контрольных точек определяются две контрольные критические точки:

ККТ № 1 – хранение скоропортящихся пищевых продуктов;

ККТ № 2 –термическая обработка кулинарных изделий. Результаты контроля фиксируются в журналах температурно-влажностного режима, качества термической обработки .

В производственный контроль входят и вопросы санитарно-противоэпидемического режима: наличие на рабочих местах санитарных и рабочих инструкций и другие; создание условий для соблюдения персоналом правил личной гигиены.

Результаты контроля оформляются в журнале учета проведения генеральных уборок, ежедневных контрольных листах санитарного состояния помещений, в журнале «Здоровье».

Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность информации производственного контроля несут руководители учреждений образования.

Меню выходного дня

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ДОМАШНИХ УЖИНОВ

1 неделя

Понедельник
• Овощи, тушеные в сметане 150
• Сосиска 50
• Кефир 200
• Печенье 20
Вторник
• Оладьи с изюмом 150
• Молок 200
• Фрукты 50
Среда
• Морковно-картофельное пюре 80-100
• Курица отварная 80
• Огурец 50
• Чай с молоком 200
• Булка 40
Четверг
• Ленивые вареники 150
• Молочная подлива 50
• Какао 200
• Фрукты 50
Пятница
• Зелёный горошек 60
• Омлет 80
• Молоко 200
• Печенье 30
• Фрукты 50

2 неделя
Понедельник
• Свёкла с морковкой тушеные 130
• Котлета 70
• Кефир 200
• Печенье 30
• Фрукты 50
Вторник
• Салат из огурцов с зелёным горошком 50
• Картофельное пюре 100
• Сосиска 50
• Чай 200
• Булка 40
• Фрукты 50
Среда
• Овощное рагу 150
• Рыба жареная 60
• Чай с молоком 200
• Печенье 30
Четверг
• Сырники с яблоком 130-150
• Сладкая подлива 50
• Молоко 200
Пятница
• Салат морковный 100
• Шарлотка с яблоками 80
• Молоко 200
ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ
(для детей 3-6 лет)
Суббота
Первый завтрак
• Салат из свежих овощей 50-60
• Каша гречневая 200
• Кофе, булка с маслом 200/50
Второй завтрак
• Сок или фрукты 150-200
Обед
• Салат овощной 50-60
• Щи из свежей капусты со сметаной 200
• Котлета, картофельное пюре 70/130
• Компот 200
Полдник
• Молоко, печенье 200/80
Ужин
• Рыбная тефтеля 80
• Тушеная капуста 130-150
• Кефир, булка 200/40

Воскресенье
Первый завтрак
• Салат из овощей 50-60
• Картофель, сосиска 150/50
• Чай, булка с маслом 200/50
Второй завтрак
• Сок или фрукты 200
Обед
• Суп рисовый 200
• Курица с овощным гарниром 100/130
• Компот из сухофруктов 200
Полдник
• Молоко, сухарики 200/30
Ужин
• Запеканка творожная, сметана 180/20
• Чай с молоком 200
• Булка с маслом, сыр 40/5/5

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ДОМАШНИХ УЖИНОВ
1 неделя

Понедельник
• Овощи, тушеные в сметане 150
• Сосиска 50
• Кефир 200
• Печенье 20
Вторник
• Оладьи с изюмом 150
• Молок 200
• Фрукты 50
Среда
• Морковно-картофельное пюре 80-100
• Курица отварная 80
• Огурец 50
• Чай с молоком 200
• Булка 40
Четверг
• Ленивые вареники 150
• Молочная подлива 50
• Какао 200
• Фрукты 50
Пятница
• Зелёный горошек 60
• Омлет 80
• Молоко 200
• Печенье 30
• Фрукты 50

2 неделя
Понедельник
• Свёкла с морковкой тушеные 130
• Котлета 70
• Кефир 200
• Печенье 30
• Фрукты 50
Вторник
• Салат из огурцов с зелёным горошком 50
• Картофельное пюре 100
• Сосиска 50
• Чай 200
• Булка 40
• Фрукты 50
Среда
• Овощное рагу 150
• Рыба жареная 60
• Чай с молоком 200
• Печенье 30
Четверг
• Сырники с яблоком 130-150
• Сладкая подлива 50
• Молоко 200
Пятница
• Салат морковный 100
• Шарлотка с яблоками 80
• Молоко 200
ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ
(для детей 3-6 лет)
Суббота
Первый завтрак
• Салат из свежих овощей 50-60
• Каша гречневая 200
• Кофе, булка с маслом 200/50
Второй завтрак
• Сок или фрукты 150-200
Обед
• Салат овощной 50-60
• Щи из свежей капусты со сметаной 200
• Котлета, картофельное пюре 70/130
• Компот 200
Полдник
• Молоко, печенье 200/80
Ужин
• Рыбная тефтеля 80
• Тушеная капуста 130-150
• Кефир, булка 200/40

Воскресенье
Первый завтрак
• Салат из овощей 50-60
• Картофель, сосиска 150/50
• Чай, булка с маслом 200/50
Второй завтрак
• Сок или фрукты 200
Обед
• Суп рисовый 200
• Курица с овощным гарниром 100/130
• Компот из сухофруктов 200
Полдник
• Молоко, сухарики 200/30
Ужин
• Запеканка творожная, сметана 180/20
• Чай с молоком 200
• Булка с маслом, сыр 40/5/5

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ДОМАШНИХ УЖИНОВ
1 неделя

Понедельник
• Овощи, тушеные в сметане 150
• Сосиска 50
• Кефир 200
• Печенье 20
Вторник
• Оладьи с изюмом 150
• Молок 200
• Фрукты 50
Среда
• Морковно-картофельное пюре 80-100
• Курица отварная 80
• Огурец 50
• Чай с молоком 200
• Булка 40
Четверг
• Ленивые вареники 150
• Молочная подлива 50
• Какао 200
• Фрукты 50
Пятница
• Зелёный горошек 60
• Омлет 80
• Молоко 200
• Печенье 30
• Фрукты 50

2 неделя
Понедельник
• Свёкла с морковкой тушеные 130
• Котлета 70
• Кефир 200
• Печенье 30
• Фрукты 50
Вторник
• Салат из огурцов с зелёным горошком 50
• Картофельное пюре 100
• Сосиска 50
• Чай 200
• Булка 40
• Фрукты 50
Среда
• Овощное рагу 150
• Рыба жареная 60
• Чай с молоком 200
• Печенье 30
Четверг
• Сырники с яблоком 130-150
• Сладкая подлива 50
• Молоко 200
Пятница
• Салат морковный 100
• Шарлотка с яблоками 80
• Молоко 200
ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ВЫХОДНОГО ДНЯ
(для детей 3-6 лет)
Суббота
Первый завтрак
• Салат из свежих овощей 50-60
• Каша гречневая 200
• Кофе, булка с маслом 200/50
Второй завтрак
• Сок или фрукты 150-200
Обед
• Салат овощной 50-60
• Щи из свежей капусты со сметаной 200
• Котлета, картофельное пюре 70/130
• Компот 200
Полдник
• Молоко, печенье 200/80
Ужин
• Рыбная тефтеля 80
• Тушеная капуста 130-150
• Кефир, булка 200/40

Воскресенье
Первый завтрак
• Салат из овощей 50-60
• Картофель, сосиска 150/50
• Чай, булка с маслом 200/50
Второй завтрак
• Сок или фрукты 200
Обед
• Суп рисовый 200
• Курица с овощным гарниром 100/130
• Компот из сухофруктов 200
Полдник
• Молоко, сухарики 200/30
Ужин
• Запеканка творожная, сметана 180/20
• Чай с молоком 200
• Булка с маслом, сыр 40/5/5

Чтобы прием пищи проходил весело и аппетино, родителям стоит задуматься, как можно украсить  или изменить обычное блюдо и сделать его не только необычным, но и интересным для ребенка.

              Для самых маленьких можно аккуратно вырезать из фруктов какие-либо фигурки – кошечек, мячиков, звездочек, собачек. У кого, на что хватит таланта и фантазии. И такие фигурки будут съедены просто с поразительной скоростью. Можно приготовить замечательную закуску под названием «яблочные челюсти». Для этого необходимо из яблока вырезать по две дольки, которые будут изображать губы. Яблоко для этого лучше взять красного цвета. В качестве зубов будут использоваться маршмеллоу (мини). Яблоки для этого необходимо смазать либо арахисовым маслом, либо медом с внутренней стороны. Вставить зубы и накрыть верхней частью челюсти. Заманчивое канапе готово.

«Семь великих и обязательных НЕТ»

  1. Не принуждать  - пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред физический и психологический. Если ребенок не хочет  кушать – значит, ему  в данный момент ничего не нужно, Никаких принуждений в еде.
  2. Не навязывать – насилие в мягкой форме : уговоры, убеждения, настойчивые повторения, предложения. Прекратить  - и никогда больше.
  3. Не ублажать – еда не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда – средство – жизнедеятельности. Вашими конфетами вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
  4. Не торопить – «Еда – не тушение пожара». Темп во время еды -0дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна. Пусть ребенок  лучше не доест, чем в суматохе  и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.
  5. Не отвлекать – пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка  спрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он еще не голоден.
  6. НЕ потакать, но понять – нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (неограниченные дозы сладостей). Не должно быть каких либо принуждений, не должно быть запретов, особенно при диатезах и аллергии.
  7. Не тревожиться и не тревожить – никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя  и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть попробует сам, когда захочет.

Из книги В. Леви «Нестандартный ребенок» 

Разделы сайта